8 000 000 00 00

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

8 000 000 00 00 

8 000 000 00 00

ГлавнаяСтатьиИнгуши: Изобразительное искусство. Часть 1. Хаджи-Бекр Ахриев

Ингуши: Изобразительное искусство. Часть 1. Хаджи-Бекр Ахриев

21 марта 2015 - Администратор

У истоков профессионального изобразительного искусства ингушей стояли Хаджи-Бекр Бачиевич Ахриев и Гази-Магомед Албастович Даурбеков. Оба художника при создании своих полотен использовали разные техники: карандаш, акварель, масло. При этом Х.-Б.Б. Ахриев акцентировал свое внимание не только на исторических событиях того времени, реальным участником которых он был, но и делал наброски разрушенных башенных построек, склепов, археологических предметов.

Последнее, бесспорно, представляет бесценный художественный, исторический и этнографический материал, детально фиксирующий древнейшие ингушские памятники материальной и духовной культуры. Не случайно на краевой конференции работников культуры в 1925 г. было отмечено, что «товарищ Ахриев показал, как развивается тематика художественных произведений, начиная от изображения башен, быта в горах, переходя к отражению все новых актуальных моментов и, наконец, придя к отражению жизни колхозов».

Работы художника вызвали большой интерес на Олимпиаде искусств горских народов края, которая состоялась в 1931 г. в Ростове-на-Дону. Ее основная цель состояла в выявлении национальных талантов и определении основных путей культурного развития кавказских республик. В выставке принимали участие художники Северной Осетии, Ингушетии, Чечни, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Пресса писала: «Во время Олимпиады было организованное посещение изовыставки, на которой преобладающее значение имели картины художника Ахриева. Творчество Ахриева проделало большой путь от зарисовок башен до острого вскрытия современных тем».

В экспозиции были представлены работы Х.-Б.Б. Ахриева «Совнарком Горской республики в горах в 1919 г.», «Бой ингушей с деникинцами в 1919 г.», «Бой в селениях Сурхахи и Экажево», «Храм Тхаба-Ерды», «Моление на Столовой горе». Тематика этих работ свидетельствовала о сюжетном разнообразии творчества художника, охватывающем два направления: историческое и фольклорно-этнографическое. Х.-Б.Б. Ахриев прекрасно владел также техникой резьбы по камню, кости, дереву.

Однако до настоящего времени сохранились только некоторые его произведения. Некоторые его работы в 1986 г. были переданы семьей Ахриевых в дар Чечено-Ингушскому музею краеведения - нож для разрезания бумаги и восемь перламутровых пуговиц с изображением лица ингушки. К сожалению, в период военных действий в Чечне все безвозвратно погибло.

Акиева Х.М.

(из книги «Ингуши».
отв. редакторы М.С.-Г Албогачиева,
А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева.
Москва. Изд. «Наука». 2013.
Серия «Народы и культуры»)

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

ВоккхагIчун сий де, зIамагIчун хьехам бе || Старшего чти, младшего наставляй