8 918 812 72 73

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

Корзина пуста.

Корзина
ГлавнаяСтатьиИнгуши: Изобразительное искусство. Часть 3. А. Хашагульгов, X. Акиев, И. Барханоев, А. Базоркина

Ингуши: Изобразительное искусство. Часть 3. А. Хашагульгов, X. Акиев, И. Барханоев, А. Базоркина

6 апреля 2015 - Администратор

Характерная черта ингушского изобразительного искусства состоит в том, что параллельно с профессиональной живописью художники-«наивы» выражали себя на уровне интуиции и ощущений. К числу наиболее известных следует отнести А. Хашагульгова, X. Акиева, И. Барханоева, А. Базоркину. Новое поколение художников, «дети» депортированного народа, не имевшие базового художественного образования, пришли в искусство разными путями: А. Хашагульгов - как профессиональный поэт; X. Акиев - как историк, И. Барханоев - милиционер, А. Базоркина - медсестра.

Живопись А. Хашагульгова посвящена теме Родины. Работая в жанре пейзажа, он синтезирует в творчестве поэзию слова с гармонией цветовой палитры. Образное видение художника, пропущенное через призму мифо-поэтической эстетики, «оприроднено» настолько, что чувственная сторона живописи достигает своего апофеоза.

Х.А. Акиев в своем творчестве сумел найти гармоничное сочетание национальных традиций с основными канонами изобразительного искусства. Реалистическое направление в его творчестве перекликается с элементами романтизма. Однако, как сам он признавался, главным жанром для него был портрет. Его произведения отличаются глубоко индивидуальным видением духовного мира изображаемой личности («Осман», «Чах Ахриев», «Портрет друга И.А. Лернера», «Служба», «Плакальщица», «Портрет Муссы Асхабова»). В 1967 г. на всесоюзной выставке самодеятельных художников в г. Москве живописное полотно «Письмо сына» получило первое место и экспонировалось в разных городах Советского Союза. В картинах Х.А. Акиева доминирует историческая достоверность факта и этнографическая наполненность, отражающие традиции и обычаи ингушского народа, что позволяет утверждать, что «произведение художника ...действительно значимо для людей, для жизни общества, т.е. когда оно способствует обогащению опыта человека, класса, общества, развитию его творческих способностей». В целом деятельность Х.А. Акиева «неординарная страница истории изобразительного искусства ингушского народа».

Особняком в ряду художников-наивов стоят картины И.А. Барханоева, работавшего в сюрреалистической манере («Сон Рузанны, или Старик и море», «Канал», «Зима в горах», «Розовые горы», «Арба», «Одинокая сосна» и др.). Полотна И. Барханоева «говорят» простым языком, он «мастер, творящий для своего народа, народный художник, искусство которого дорого и понятно каждому»

И.А. Барханоеву присвоено звание «Народный художник Республики Ингушетия». В 1995 г. он открыл свою художественную мастерскую, на базе которой работает школа живописи для детей-инвалидов. Гуманистическим идеям не суждено было осуществиться в полном объеме, жизнь художника безвременно оборвалась 24 июня 2002 г.

Любовью к поэзии дышат картины А. Базоркиной. Работая в жанре пейзажа, художница создала целую галерею прекрасных живописных произведений. «Картины А. Базоркиной - это взгляд на природу изнутри, на звучащую музыку камней».

Отличительная особенность творчества этих художников заключается в особенном осознании окружающего мира, который ощущается автором как реальность, в которой он сам существует. Главный импульс наивного творчества - это стремление передать свои идеи о вещи, человеке, мире, отразить наиболее важные моменты в потоке жизни. Именно этот пласт в живописи считается наиболее ценной частью весьма разнообразного в своих проявлениях художественного искусства.

 

Акиева Х.М.

(из книги «Ингуши».
отв. редакторы М.С.-Г Албогачиева,
А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева.
Москва. Изд. «Наука». 2013.
Серия «Народы и культуры»)

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Ала дезача аьнна дош – тоха езача теха топ || Вовремя сказанное слово – по делу выстрелившее ружье