8 918 812 72 73

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

Корзина пуста.

Корзина
ГлавнаяСтатьиОдежда и украшения ингушей. Эволюция костюма в XX- XXI вв. Ч.2

Одежда и украшения ингушей. Эволюция костюма в XX- XXI вв. Ч.2

26 мая 2016 - Администратор

ингушский свадебный нарядСегодня в Кавказском регионе, особенно в среде мусульманского населения, наблюдаются попытки своеобразного «возрождения традиций». Так. Муфтиятом Республики Ингушетия и старейшинами в 2005 г. были разработаны правила проведения свадеб, в которых отмечено пожелание видеть невест в «национальном свадебном наряде» или в платье, по покрою близкому к нему. Следует отметить, что в Ингушетии и в советское время подобные свадебные наряды бытовали достаточно широко. Сегодня существуют салоны, специализирующиеся на пошиве именно старинных свадебных костюмов, но с учетом современных тенденций моды. Правда, даже платья в целом «европейского» вида и покроя все же должны быть изготовлены с учетом национальных особенностей. Для ингушской невесты неприемлемы открытые наряды, с глубоким декольте, без рукавов, с глубокими разрезами юбок и пр. Свадебные салоны в Ингушетии предлагают и мужские традиционные костюмы (черкески), однако они не столь востребованы. Чаще всего (даже если на невесте платье традиционного покроя) жених одет в классический костюм темного цвета и белую рубашку. Галстук, как правило, не надевают, считая, что он придает излишне официальный тон общему облику и не соответствует атмосфере праздника.

В советское время ношение одежды, подчеркивающей религиозную принадлежность, конечно, не поощрялось. Из-за преследования со стороны местных властей одежда для мюридов (последователей религиозных братств) была более характерна для старшего поколения и почти совершенно отсутствовала у молодежи. Кардинальные перемены начались с 1990-х годов. Все чаще одежду мюрида можно было увидеть на молодых людях. Открытие медресе и начало преподавания основ ислама в школе на факультативных занятиях (2002 г.) привело к массовому изменению облика одежды местного населения. В Ингушетии появились магазины, специализирующиеся на продаже «мусульманской одежды».

«Костюм мюрида» (мурдий барцкъаш) представляет собой современную модификацию кавказской рубахи в сочетании с брюками классического покроя. Рубаха носится навыпуск и имеет длину, достаточную для того, чтобы в мечети человек чувствовал себя комфортно (т.е. чтобы во время молитвы не обнажалась поясница). Рубаха с воротником-стойкой может быть распашной или иметь глубокий разрез на груди, застегивающийся на пуговицы. Длинные рукава, как правило, имеют широкие манжеты. Эти костюмы продаются в магазинах, но чаще шьются на заказ, в их оформлении используется фурнитура ручной работы, что определяет их достаточно высокую стоимость. Такие костюмы могут быть сшиты из легких (льняных или хлопчатобумажных) или из более плотных тканей, например, вельвета. Поверх такого костюма в прохладную погоду надевают, как правило, жилетку. Зимой уместно надеть теплую куртку либо пальто. В настоящее время «костюм мюрида» однозначно воспринимается как близкая к традиционной форма одежды и одновременно как одежда «мусульманская». Его надевают, когда собираются в мечеть, а также в качестве праздничной одежды. Кроме того, сегодня указанный костюм в сочетании с традиционной папахой или шапочкой, напоминающей по форме тюбетейку (беттиг) - одежда имамов Ингушетии.

Если до конца 1990-х годов среди ингушей не было женщин, носивших хиджабы, то теперь их можно часто увидеть на улицах сел и городов Ингушетии. <…>

На протяжении последних двух столетий социальные и политические перемены в жизни ингушского общества, сложные и драматические повороты истории не привели к утрате народной традиции в костюме; его оформление, имеющее вековые корни, в том или ином виде присутствует в жизни современного ингушского общества. Она и в XXI в. не только сохраняется, но и динамично модифицируется сообразно запросам населения и внешним влияниям.

 

М.С.-Г. Албогачиева, З.У.Махмудова

(из книги «Ингуши».
отв. редакторы М.С.-Г Албогачиева,
А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева.
Серия «Народы и культуры»)

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

ЙоI мел йолча наьна йоI дика хул, нус мел йолча маьр-наьна нус во хул || У всех матерей дочери хорошие, у всех свекровей снохи плохие