8 000 000 00 00

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

8 000 000 00 00 

8 000 000 00 00

ГлавнаяСтатьиТрадиционные ремесла ингушей. Обработка металла, ювелирное искусство

Традиционные ремесла ингушей. Обработка металла, ювелирное искусство

19 апреля 2015 - Администратор

Обработка металла у ингушей имеет очень давние традиции. Богатая металлом сырьевая база Центрального Кавказа была известна еще со II тыс. до н.э. Это такие металлы, как медь (цlacт), олово (г1аьле), бронза (гез), свинец (даш), железо (аьшк), золото (дошув), серебро (дотув). Добыча медных руд велась разными способами. «Местные мастера владели такими техническими приемами обработки металлов, как литье, ковка, чеканка, тиснение, инкрустация, волочение».

Горцы достигли высоких результатов «в металлургии и обработке металла - в создании бронзовых вещей. Эти предметы, являясь, естественно, не единственным примечательным творением своей эпохи, тем не менее, затмили собой все остальное, созданное носителями Кобанской культуры и известное в науке», - пишет Я.В. Доманский. Из бронзы делали самые разнообразные изделия, в том числе украшения. В святилище Верхнего Джейраха была обнаружена оригинальная бронзовая литая статуэтка оленя. Олень сделан из бронзы, имеет удлиненный корпус, запрокинутые ветвистые рога, повернутые в ту же сторону уши, петлю на брюхе, предназначавшуюся для подвешивания колокольчика. Л.П. Семенов отнес эту статуэтку к типу кавказских изделий кобанской культуры, датируемой железным веком. Олени и другие животные, воплощенные в бронзе, давались мастерами в единой манере, объединяющей их в особую группу произведений кавказского звериного стиля. Часто бронзовые изделия были орнаментированы геометрическими фигурами. В склепах периода позднего Средневековья археологи обнаружили бронзовые четырехгранные булавки с заостренным гонцом и выделенным ушком, бронзовые наперстки - в склепах селений Эрзи, Пялинг, в круглоплановых мавзолеях у селений Тарш и Гоуст.

Кузнечное ремесло имело огромное значение в хозяйстве. В народе к кузнецу (пхьар) относились с большим почтением. Мастер по золоту (дошо-пхьар), мастер по серебру (дото-пхьар), мастер по железу (аьшка-пхьар), мастер по меди (цlacт-пхъар) также были весьма уважаемы в народе. Кузница (пхьоале), как правило, возводилась на краю поселения. В ней имелись меха для раздувания углей (лайси), наковальня (нажарг), молот-кувалда (варбаст), щипцы (моарзаг1а) и другие инструменты. … В с. Духаргишт представители фамилии Куштовых славились качественными кузнечными изделиями. Одна из местных жилых башен была специально приспособлена под кузницу.

Из металла делали орудия труда, изделия сельскохозяйственного назна­чения и многое другое. К примеру, основу бороны (маккха) делали из дерева, а зубья - из металла. При раскопках древних городищ и поселений были най­дены железные наконечники для сохи, цепи для молотьбы зерна. Из металла делали серп (марс), косу (мангал), молоток (гон), топор (диг), щипцы (моарзагI), пилу (херх), стамеску (ост) и другие изделия. В могильнике с. Оздик в горной Ингушетии было собрано 42 экземпляра различных ножниц (к1од), размерами от 14,6 до 32 см. Из различных металлов изготовляли котлы (яй), большие половники (кода), металлические плиты для выпечки хлеба (1аькъа), сковородки с ручками (йоалг1ув), сковородки с низкими бортиками (заьзг) и др. Над очагом свисал зубчатый железный прут (ялинг), на котором над дымом вялилось мясо.

Металл применялся и в конском снаряжении. Металлическими были дуго­образные части конского седла (нувр), стремена (лийташ), удила (гоаламаш), подковы (ланаш), подковочные гвозди (лана хьастамаш), оси для фургонов (ворда соанаш), ободья колес (чарха гомаш) и др. Показателен пример Татре Дотмарзовича Албогачиева, 1830 г.р., который некоторое время возглавлял Конвой Александра I и был главным берейтором царского конного двора при Александре II и Николае II. Начало его карьеры было положено подарком для Александра II - искусно изготовленной конской упряжью с элементами серебра, яшмы и агата. Мастерство было оценено настолько высоко, что дальнейшая жизнь Татре из Ангушта прошла в Санкт-Петербурге, он служил при императорском дворе. Широкое применение имела в быту медь. Из нее делали домашнюю утварь: котлы, кувшины, казаны, широкие блюда, посуду, кружки. ... Из меди и серебра ювелиры делали высокохудожественные изделия (женские пояса, нагрудники, украшения, мужские пояса). …

Современные ювелиры продолжают традиции предков. Они проявляют свой талант в изготовлении разнообразных женских украшений и развиваются в русле общеевропейских художественных стилей, сохраняя при этом на­циональные особенности. Так, Бекхан Дахкильгов ярко проявил свой талант как в обработке металла, так и в ювелирном искусстве. Мастер изготовил мужские и женские пояса («Горянка», «Свадебный» и др.) с национальными орнаментами, подвески «Солярный знак», комплекты «Лорелея», «Сольвейг» и многие другие, используя старинные методы украшения металла: гравировку, чернь, чеканку, филигрань, тиснение, насечку. Коллекция ювелирных работ Магомеда Мурзабекова растет из года в год. Профессиональную подготовку он получил в ювелирной мастерской завода «Валют-Транзит Золото» в г. Караганде. Его работы: золотое кольцо с топазом, перстень «Борджиа», кольца «Слеза океана» и «Кровавый закат», браслет «Жемчужина», комплект «Звездочка» и «Звездная россыпь», серьги «Снежинка» выставляются на многих международных художественных выставках.

 

 

З.М.-Т.Дзарахова

(из книги «Ингуши»,
отв. редакторы М.С.-Г Албогачиева,
А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева.
Москва. Изд. «Наука». 2013.
Серия «Народы и культуры»)

 

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Визача хьаьший бIарг наIаргахьа берз || Сытый гость на дверь поглядывает