8 000 000 00 00

Искусство и литература Ингушетии
Закажите обратный звонок.

Есть вопросы?
Позвоните нам.

8 000 000 00 00 

8 000 000 00 00

ГлавнаяСтатьиТрадиционные ремесла ингушей. Обработка камня

Традиционные ремесла ингушей. Обработка камня

8 июля 2015 - Администратор

Макет башни из камняИнгуши издавна были искусными мастерами по обработке камня (кхейра). <…>  Камень для строительства и изготовления различных предметов выбирали качественный. Известные места добычи камня располагались северо-западнее с.Нижний Пялинг, Ангеты и др. В с.Гериты жили знатоки строительного и поделочного камня. На северной стороне с. Фуртоуг было место под названием «Гора, где добывают камень» (mIo боаха лоам). Горцы добывали «камень для молотильных (болб) и трамбовочных (карчолг) катков, для изготовления каменных ступ (мохк, морк), корыт (гуй, ной, кIам)». <…>

Для обработки камня мастера применяли металлические тесла и резцы. Резной карниз, фасадная скульптура храма Тхаба-Ерды говорят о высоком уровне ингушского зодчества. «Наиболее развито здесь изобразительное и скульптурное искусство, представленное барельефами и орнаментированными плитами храма Тхаба-Ерды, фресками с изображением охоты на стене одного из склепов горной Ингушетии», - пишет Л. Семенов (1963). <…>

Работа по камню отличается изяществом, красотой и отточенностью деталей. Они выделяются среди аналогичных сооружений не только края, но и всего Центрального Кавказа. В с. Нижний Пялинг есть очень интересная работа по камню: «на наружной стороне стены замка, между боевой башней и входом, выше арки входа, вделано каменное изваяние мужской головы с ясным очертанием лица и его отдельных частей. Форма лица изваяния удлиненная, нос, глаза и брови выпуклы, рот обозначен углублением в виде короткой черты. Линия бровей сливается с краями овала лица. Над переносьем - дугообразная впадина. Поверхность изваяния покрыта слоем желтой облицовки. Это очень редкое для местных башенных построек скульптурное изображение отличается изяществом и совершенством».

Из камня изготовляли надмогильные памятники (чурты), на которых искусно высекались различные орнаменты и узоры, элементы мужских и женских украшений, в том числе нагрудные серебряные украшения. Памятники эти являются образцами декоративно-прикладного искусства ингушей. С принятием ислама появилась формы орнаментальной эпиграфики.

Традиции обработки камня живы и в наши дни. В каждом населенном пункте Ингушетии можно увидеть дома и заборы, построенные из горного камня мастерами каменного зодчества. Художественная резьба по камню украшает фасады общественных зданий. Башня высотой в 100 м строится в столице республики, в г. Магас. Народный художник РФ Мурад Полонкоев построил башню в своем дворе в с. Ачалуки, он же автор памятника-мемориала «Девять башен» в с. Насыр-Корт. Возвышается башня во дворе общественного деятеля Идриса Абадиева в г. Назрани. «Наши предки были строителями башен, символов ингушской доблести и чести», - говорит М. Полонкоев.

 

З.М-Т.Дзарахова

(из книги «Ингуши».
отв. редакторы М.С.-Г Албогачиева,
А.М. Мартазанов, Л.Т. Соловьева.
Москва. Изд. «Наука». 2013.
Серия «Народы и культуры»)

На фото: макет башенного комплекса мастера М-Б.Оздоева из фонда Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия

Рекомендуемые товары

Отзывы (0)

Ингушские пословицы

Барт ийгIача бертий ордингал барт бола цискаш котдаьннад || Недружную волчью стаю одолели дружные кошки